+7 926 157-58-50
Добавить в закладки
рус | eng
  • Интерьеры
  • Предметы
  • Портреты
  • Студия
  • Мероприятия
  • Свадьбы
  • Дети
  • Панорамы

Подготовка к съемке

К списку статей

О внутренней этике человека, берущего в руки камеру

«А вот это - нудисты, которых мне удалось снять. Они попытались забросать меня камнями!», - смеется один мой знакомый, показывая свои фотографии. Женщина на снимке обхватила колени. Мужчина стоит с перекошенным от гнева и обиды лицом. ... и тут меня прорвало...

Что узнает человек, впервые берущий в руки камеру? Что такое спуск, что такое вспышка, что против солнца снимать нельзя... дальше - больше. Мы углубляемся в специальную литературу и знакомимся с выдержкой, диафрагмой, глубиной резкости. Начинаем постигать маленькие технические хитрости, потом более сложные приемы... и вот, через год-два - мы уже фотографы. С большой буквы «Ф».

Путешествуем, жмем на спуск, фиксируем все, за что цепляется взгляд, привозим «фотодобычу». Друзьям и родственникам. И все вроде бы хвалят, а все равно сидит внутри неприятное ощущение. Что уровень - не тот. Чего-то все равно не достает. Жених, сфотканный во время выкупа, выглядит, как дурак. Бомж, так смешно спавший на лавочке, смотрится, как кусок грязи. От разноцветных кришнаитов ходивших по Тверской и угощавших всех чем-то сладким, остались одни затылки... На пейзаже, снятом у речки во время пикника, куча пустых бутылок и пакетов. А этот козел-охранник на территории монастыря вообще не дал снимать, эх, дать бы ему по морде...

Знакомо? Рано или поздно мы и начинаем задумываться, в чем причина наших неудач. За ответом далеко ходить не надо. Причина в том, что все учебники по фотографии, которые нам довелось прочесть, несовершенны. А учителя чего-то недосказали. А именно - того, что прежде чем брать в руки камеру, будущему фотографу нужно научиться внутренней культуре. А именно - уважению к тем людям, местам, животным и предметам, которые мы снимаем. Конечно, никто не просит вас принимать ислам, если вы решили поснимать в мечети. Но уважать молящихся вы обязаны. И не просто уважать, а делать все, чтобы люди, попадающие в кадр, не чувствовали себя дискомфортно. Но ведь несложно спросить у них разрешения, объяснить, для каких целей фотографируете, вытащить из кармана пару своих работ - скорее всего, они пойдут вам навстречу, а может быть, даже расскажут и покажут то, о чем вы и мечтать не смели. Как вы думаете, как поведет себя правоверный мусульманин, если во время молитвы неожиданно услышит щелчок затвора за своей спиной? Правильно. И хорошо, если успеете унести ноги.

Еще один пример - вас пригласили снимать свадьбу, и вы считаете невесту безнадежной уродиной а все мероприятие - дурацкой игрой, на которую потрачена куча денег. Увы, хороших снимков с таким настроением не получится. Ведь на фотографии невеста выйдет именно такой, какой вы ее видите, а именно - прыщавой бочкой в рюшах. Просто потому что горе-фотографу не пришло в голову поискать (и найти!) другие, более удачные ракурсы. В объективе уставшего, трезвого и злого фотографа пьяные гости выйдут именно пьяными гостями. В объективе фотографа, уважающего своих моделей, окажутся дружные, радостные лица. Они же потом скажут вам спасибо, а может быть, предложат пару заказов. Просто да?

Допустим, вы патологически не любите людей, отчаялись бороться с собственной мизантропией и решили заняться пейзажной съемкой . Что же - мудрое решение. А придет ли вам в голову взять на съемку помимо рюкзака с техникой пакет для мусора и резиновые перчатки? Как зачем? Это же самое главное! Перед тем, как запечатлеть место, надо его полюбить и за ним поухаживать. Собрать следы пребывания ваших Богом обделенных предшественников (да-да, вы, как мизантроп, этому не удивляетесь) - пивные бутылки, пакеты из-под желтого полосатика, бычки... Скорее всего, пока вы все это проделываете, место вас полюбит и откроется. Вот увидите, в тот момент, когда вы будете завязывать пакет, небо выдаст вам просто феерический закат! Кстати, не забудьте захватить пакет с собой и донести до ближайшей помойки. Часто она бывает не так уж и далеко.

Фотографа, не уважающего своих мохнатых, пернатых и прочих четвероногих моделей, узнать несложно. Именно по его снимкам. Как правило, они делаются сверху вниз, и со вспышкой. Первое - потому что фотограф не потрудится присесть и заглянуть в глаза зверушке (конечно, он же царь зверей, зачем же до них опускаться?). И второе - не отключил вспышку. С ней снимок будет четче. А песик не ослепнет - проморгается и через пять минут будет как новенький. Что мы получаем в результате? Ничего не выражающий портрет пересвеченной спины с парой демонически-красных глаз. К сожалению, такими снимками может «похвастаться» каждый из нас. И уж совсем неприглядно смотрятся портреты мертвых насекомых, которых фотограф убил (подумаешь, все равно этой бабочке жить два дня!) для того, чтобы фотка получилась уж наверняка. Неестественность бросится в глаза сразу. А модель уже не оживишь...

Отдельная тема - съемка картин, икон, фресок. Мы уважаем место, в которое приходим, поэтому прежде, чем доставать камеру, обязательно надо поговорить с администрацией - батюшкой или настоятелем. Если вы снимаете на чужой территории без разрешения на съемку - вы вор. Существует масса причин, по которым вам могут отказать. Одна, и, наверное, самая важная из них - от вспышки тускнеет краска. И из-за вас - и пары сотен таких же, как вы - картина может погибнуть гораздо раньше, чем ей суждено. Конечно, есть и банальная совковая бюрократия, и жажда поживиться на туристах (мы так мало получаем, а вы, журналисты, небось, деньги на нас заработаете!), и боязнь штатива... Не знаю, как называется, эта фобия на латыни, но ей почти повально подвержены все бабули-смотрительницы в отечественных музеях. Не злитесь и не спорьте. Максимум, что вы можете сделать - расположить людей к себе, позадавать вопросы, искренне поинтересоваться тем, что вы видите. Даже, если вам не разрешат снимать, то наверняка расскажут массу интересного. Как говорится, то, что человек увидел и съел, у него уже никто не отнимет. Хорошие впечатления лучше плохих снимков.

А как же репортажная съемка? - спросите вы. Ведь люди лучше всего получаются, когда не видят, что их снимают! - Конечно, скрытая камера имеет право на жизнь, но лишь в том случае, когда она не касается души человека. Вы сняли на улице красивую девушку, потому что вас пленил ее взгляд? Прекрасно. Если она вас заметила, подойдите и познакомьтесь. Скорее всего, она не будет против того, что у вас теперь есть ее портрет. А может быть, даже попросит вас прислать его ей по почте. Если же попросит удалить - удалите немедленно. У человека может быть тысяча и одна причина не попадать в камеру. И вы, как фотограф, уважающий свою модель, просто обязаны вести себя честно.


Напоследок, хотелось бы привести так называемый «Кодекс чести» фотографа. Если вы давно занимаетесь съемкой, скорее всего, знаете, о чем пойдет речь. А если увидите что-то новое, возьмите на заметку. Вы сохраните в целости и сохранности свою шкурку и нервы, ваша камера - оптику, а ваши фотографии - искренность.

  1. Не снимайте молящихся без спроса

  2. Не снимайте (и ни в коем случае не выкладывайте в Сеть!) обнаженных людей без их на то разрешения

  3. Не снимайте, если видите, что людям требуется помощь, и вы ее можете оказать

  4. Не снимайте на чужой территории без разрешения администрации

  5. Не снимайте тех, кого не любите, если не хотите намеренно отомстить человеку

  6. Не снимайте, если знаете, что можете навредить

  7. И, наконец, самое главное: любите и уважайте все, что попадает в ваш объектив. И в этом мире станет одним хорошим фотографом и человеком больше.
НаверхГалина Щёлокова