Подготовка к съемке
К списку статейО внутренней этике человека, берущего в руки камеру
«А вот это - нудисты, которых мне удалось снять. Они попытались забросать меня камнями!», - смеется один мой знакомый, показывая свои фотографии. Женщина на снимке обхватила колени. Мужчина стоит с перекошенным от гнева и обиды лицом. ... и тут меня прорвало...Что узнает человек, впервые берущий в руки камеру? Что такое спуск, что такое вспышка, что против солнца снимать нельзя... дальше - больше. Мы углубляемся в специальную литературу и знакомимся с выдержкой, диафрагмой, глубиной резкости. Начинаем постигать маленькие технические хитрости, потом более сложные приемы... и вот, через год-два - мы уже фотографы. С большой буквы «Ф».
Путешествуем, жмем на спуск, фиксируем все, за что цепляется взгляд, привозим «фотодобычу». Друзьям и родственникам. И все вроде бы хвалят, а все равно сидит внутри неприятное ощущение. Что уровень - не тот. Чего-то все равно не достает. Жених, сфотканный во время выкупа, выглядит, как дурак. Бомж, так смешно спавший на лавочке, смотрится, как кусок грязи. От разноцветных кришнаитов ходивших по Тверской и угощавших всех чем-то сладким, остались одни затылки... На пейзаже, снятом у речки во время пикника, куча пустых бутылок и пакетов. А этот козел-охранник на территории монастыря вообще не дал снимать, эх, дать бы ему по морде...
Знакомо? Рано или поздно мы и начинаем задумываться, в чем причина наших неудач. За ответом далеко ходить не надо. Причина в том, что все учебники по фотографии, которые нам довелось прочесть, несовершенны. А учителя чего-то недосказали. А именно - того, что прежде чем брать в руки камеру, будущему фотографу нужно научиться внутренней культуре. А именно - уважению к тем людям, местам, животным и предметам, которые мы снимаем. Конечно, никто не просит вас принимать ислам, если вы решили поснимать в мечети. Но уважать молящихся вы обязаны. И не просто уважать, а делать все, чтобы люди, попадающие в кадр, не чувствовали себя дискомфортно. Но ведь несложно спросить у них разрешения, объяснить, для каких целей фотографируете, вытащить из кармана пару своих работ - скорее всего, они пойдут вам навстречу, а может быть, даже расскажут и покажут то, о чем вы и мечтать не смели. Как вы думаете, как поведет себя правоверный мусульманин, если во время молитвы неожиданно услышит щелчок затвора за своей спиной? Правильно. И хорошо, если успеете унести ноги.
Еще один пример - вас пригласили снимать свадьбу, и вы считаете невесту безнадежной уродиной а все мероприятие - дурацкой игрой, на которую потрачена куча денег. Увы, хороших снимков с таким настроением не получится. Ведь на фотографии невеста выйдет именно такой, какой вы ее видите, а именно - прыщавой бочкой в рюшах. Просто потому что горе-фотографу не пришло в голову поискать (и найти!) другие, более удачные ракурсы. В объективе уставшего, трезвого и злого фотографа пьяные гости выйдут именно пьяными гостями. В объективе фотографа, уважающего своих моделей, окажутся дружные, радостные лица. Они же потом скажут вам спасибо, а может быть, предложат пару заказов. Просто да?
Допустим, вы патологически не любите людей, отчаялись бороться с собственной мизантропией и решили заняться пейзажной съемкой . Что же - мудрое решение. А придет ли вам в голову взять на съемку помимо рюкзака с техникой пакет для мусора и резиновые перчатки? Как зачем? Это же самое главное! Перед тем, как запечатлеть место, надо его полюбить и за ним поухаживать. Собрать следы пребывания ваших Богом обделенных предшественников (да-да, вы, как мизантроп, этому не удивляетесь) - пивные бутылки, пакеты из-под желтого полосатика, бычки... Скорее всего, пока вы все это проделываете, место вас полюбит и откроется. Вот увидите, в тот момент, когда вы будете завязывать пакет, небо выдаст вам просто феерический закат! Кстати, не забудьте захватить пакет с собой и донести до ближайшей помойки. Часто она бывает не так уж и далеко.
Фотографа, не уважающего своих мохнатых, пернатых и прочих четвероногих моделей, узнать несложно. Именно по его снимкам. Как правило, они делаются сверху вниз, и со вспышкой. Первое - потому что фотограф не потрудится присесть и заглянуть в глаза зверушке (конечно, он же царь зверей, зачем же до них опускаться?). И второе - не отключил вспышку. С ней снимок будет четче. А песик не ослепнет - проморгается и через пять минут будет как новенький. Что мы получаем в результате? Ничего не выражающий портрет пересвеченной спины с парой демонически-красных глаз. К сожалению, такими снимками может «похвастаться» каждый из нас. И уж совсем неприглядно смотрятся портреты мертвых насекомых, которых фотограф убил (подумаешь, все равно этой бабочке жить два дня!) для того, чтобы фотка получилась уж наверняка. Неестественность бросится в глаза сразу. А модель уже не оживишь...
Отдельная тема - съемка картин, икон, фресок. Мы уважаем место, в которое приходим, поэтому прежде, чем доставать камеру, обязательно надо поговорить с администрацией - батюшкой или настоятелем. Если вы снимаете на чужой территории без разрешения на съемку - вы вор. Существует масса причин, по которым вам могут отказать. Одна, и, наверное, самая важная из них - от вспышки тускнеет краска. И из-за вас - и пары сотен таких же, как вы - картина может погибнуть гораздо раньше, чем ей суждено. Конечно, есть и банальная совковая бюрократия, и жажда поживиться на туристах (мы так мало получаем, а вы, журналисты, небось, деньги на нас заработаете!), и боязнь штатива... Не знаю, как называется, эта фобия на латыни, но ей почти повально подвержены все бабули-смотрительницы в отечественных музеях. Не злитесь и не спорьте. Максимум, что вы можете сделать - расположить людей к себе, позадавать вопросы, искренне поинтересоваться тем, что вы видите. Даже, если вам не разрешат снимать, то наверняка расскажут массу интересного. Как говорится, то, что человек увидел и съел, у него уже никто не отнимет. Хорошие впечатления лучше плохих снимков.
А как же репортажная съемка? - спросите вы. Ведь люди лучше всего получаются, когда не видят, что их снимают! - Конечно, скрытая камера имеет право на жизнь, но лишь в том случае, когда она не касается души человека. Вы сняли на улице красивую девушку, потому что вас пленил ее взгляд? Прекрасно. Если она вас заметила, подойдите и познакомьтесь. Скорее всего, она не будет против того, что у вас теперь есть ее портрет. А может быть, даже попросит вас прислать его ей по почте. Если же попросит удалить - удалите немедленно. У человека может быть тысяча и одна причина не попадать в камеру. И вы, как фотограф, уважающий свою модель, просто обязаны вести себя честно.
Напоследок, хотелось бы привести так называемый «Кодекс чести» фотографа. Если вы давно занимаетесь съемкой, скорее всего, знаете, о чем пойдет речь. А если увидите что-то новое, возьмите на заметку. Вы сохраните в целости и сохранности свою шкурку и нервы, ваша камера - оптику, а ваши фотографии - искренность.
- Не снимайте молящихся без спроса
- Не снимайте (и ни в коем случае не выкладывайте в Сеть!) обнаженных людей без их на то разрешения
- Не снимайте, если видите, что людям требуется помощь, и вы ее можете оказать
- Не снимайте на чужой территории без разрешения администрации
- Не снимайте тех, кого не любите, если не хотите намеренно отомстить человеку
- Не снимайте, если знаете, что можете навредить
- И, наконец, самое главное: любите и уважайте все, что попадает в ваш объектив. И в этом мире станет одним хорошим фотографом и человеком больше.
НаверхГалина Щёлокова